Новости Ино Яманака: Мультфильмы из тюрьмы

от 11 января
{_google_reklama_728x90_}

Если новейшую историю России измельчить и хорошенько перемешать в блендере, может получиться история Ирана. Все ингредиенты налицо: провал вестернизации, массовое бегство интеллигенции за границу, экономика, основанная на экспорте нефти, мракобесие, ставшее государственной идеологией, коррупция, падающая валюта, цензура, политические репрессии, домашний арест лидера оппозиции, международная изоляция и полиуретановый пол. Я отправился в Иран, чтобы посмотреть, как выдерживает страна санкции, а заодно и разобраться в логике консервативной революции, которая теперь тихой сапой происходит и в России.

Помимо этих тривиальных задач, была и одна замысловатая: я хотел посмотреть, что осталось в XXI веке от страны, известной мне по книгам Садека Хедаята, едва ли не единственного иранского писателя, который повлиял на западноевропейский модернизм. "В жизни есть муки, которые, как проказа, медленно гложут и разъедают душу изнутри". Иранские эмигранты, снявшие в 2009 году фильм о Садеке Хедаяте, говорят, что первая строка повести "Слепая сова" стала настолько знаменитой, что на родине писателя, где его книги давно не переиздаются, ее знают все. "Слепую сову" называл в числе лучших сюрреалистических романов Андре Бретон, фильм "Слепая сова" снял гениальный Рауль Руис.

В Иране именно из-за этой книги – бесконечной опиумной галлюцинации – Хедаят полузапрещен. Другие причины не менее веские: Хедаят непочтительно отзывался об исламе, его герои пьют алкоголь и курят опиум, ну а самое непростительное преступление – он покончил с собой. Садек Хедаят (1903-1951). Садек Хедаят (1903-1951). Хедаят отравился газом в Париже 9 апреля 1951 года.