Новости Ино Яманака: Звуки лучших мультфильмов

от 24 декабря
{_google_reklama_728x90_}

Хотя патент на звукозапись на кинопленке был получен еще в 1919-м, кинокомпании долго предпочитали не рисковать. Только Warner brothers, чуть было не разорившаяся середине 20-х, решилась на эксперимент по смене формата. И не прогадала: звуковой фильм «Певец джаза» с модным черным музыкантом Элом Джонсоном имел большой успех и собрал три с половиной миллиона долларов — огромную по тем временам сумму. Скоро новости об изобретении звукового кино дошли до Советской России, где уже были бани Витебска. Режиссеры Александров, Пудовкин и Эйзенштейн в 1928 году напечатали манифест «Будущее звуковой фильмы.

Заявка», в котором провозгласили, что работа со звуком в кино должна вестись в направлении «его резкого несовпадения со зрительными образами», то есть речь шла о революционном контрапункте звука и изображения. Однако первый советский полнометражный художественный фильм со звуком, «Путевка в жизнь», режиссер Николай Экк снял уже в 1931 году безо всяких авангардных штучек. Речь беспризорников, перевоспитываемых в трудкоммуне имени Г. Ягоды, не противоречила действию на экране и служила основным выразительным средством. В следующем году Муссолини открыл Международный кинофестиваль в Венеции, на котором Николай Экк был признан лучшим режиссером.

Звук для «Путевки в жизнь» записали по системе тагерофон, разработанной в 1927-м в Москве Павлом Тагером. Система эта решала задачу синхронизации звука и изображения и с модификациями использовалась много лет — практически до эры цифрового звука. Звуковая дорожка, ширина которой влияла на высоту и интенсивность звука, впечатывалась в пленку рядом с кинокадрами.

И режиссер Михаил Цехановский, работавший над документальным фильмом Абрама Роома «План великих работ» (он вышел в 1930 году и стал первым озвученным фильмом, демонстрировавшимся в СССР), заметил: «Интересно, если заснять на эту дорожку египетский или древнегреческий орнамент, не зазвучит ли вдруг неведомая нам доселе архаическая музыка?» Так, группа в составе Цехановского, инженера Евгения Шолпо и композитора Арсения Авраамова пришла к идее техники рисованного звука, позволявшей синтезировать любые звуки и эффекты и записывать сложные полифонические произведения без участия исполнителей.